НАСЛЕДСТВО.РУ
Наследование
  Главная

Контакты

Поиск по сайту

Наследство
  Законодательство

Наследство и налоги

Открытие наследства

Наследование по завещанию

Наследование по закону

Раздел наследства

Образцы документов
Предмет
  Наследование движимого имущества

Наследование недвижимости

Наследование ценных бумаг

Наследование бизнеса, доли
Справка
  Статьи

Нотариусы

Словарь

 
Статьи

Нотариат меняет формат

Нотариальное сообщество стоит на пороге революционных перемен: из правового института, который за последние годы оказался на периферии гражданского оборота, нотариат превратится в мощную юридическую корпорацию с новым статусом и широкими полномочиями. О готовящихся законодательных инициативах и о том, каким образом они отразятся на жизни граждан и отечественного бизнеса, рассказывает Президент Федеральной нотариальной палаты России, заслуженный юрист России Мария Ивановна Сазонова.

- Мария Ивановна, на смену Основам законодательства РФ о нотариате 1993 г. придет новый закон "О нотариате и нотариальной деятельности в РФ", разрабатываемый сейчас при Вашем участии в Минюсте. Согласно концепции законопроекта расширяется перечень сделок, которые потребуют обязательного нотариального удостоверения. В чем смысл данной новеллы?

- Решение о реформировании нотариата знаменательно, причем не столько для самих нотариусов, сколько для общества в целом. И вот почему. Среди правовых институтов нотариат - "ближайший" к населению. К нотариусу идут спросить, как оформляется доверенность, завещание, свидетельство о праве на наследство, как вывезти ребенка за границу и получить на это согласие законного представителя, как купить квартиру и оформить земельный участок. Одним словом, именно нотариус помогает решить массу бытовых вопросов. И нотариус открыт для населения. Более того, он обязан осветить все юридические аспекты той проблемы, с которой к нему пришел гражданин. Но при этом, когда речь доходит до оформления договора, граждане говорят: "А нам сказали, что в этом случае подойдет и простая письменная форма. Это правда" И это действительно так.

- Так происходит, например, по сделкам с недвижимостью?

- Совершенно верно. В результате в судах скопилось огромное количество дел по договорам, заключенным в простой письменной форме, из-за которых многие граждане остались без денег, без жилья и с исковерканной судьбой, поскольку вернуть что-либо иногда не представляется возможным. Причем доказано это статистикой. Готовясь к Собранию представителей нотариальных палат субъектов РФ, которое прошло в ноябре прошлого года, мы обратились в ряд регионов с просьбой предоставить соответствующую информацию. Так, например, по Волгограду картина следующая: в судах оспаривается 218 договоров в простой письменной форме и всего лишь 6 нотариально удостоверенных договоров. И примерно такая же ситуация наблюдается по всей России. Поэтому сегодня даже нет необходимости доказывать ущербность договоров в простой письменной форме при отсутствии правовой грамотности у нашего населения, наличии правового нигилизма и традиционной надежды на русский "авось". Дескать, лучше я сэкономлю, а вдруг пронесет.

Но вся беда в том, что сэкономить-то и не получается. Мы вот по Санкт-Петербургу и ряду других регионов просчитали, во сколько обходятся гражданину обращения к риелтору (у которого зачастую нет юридического образования), чтобы тот составил ему договор в простой письменной форме. Это минимум 3 тысячи рублей, причем гражданин не застрахован от дополнительных затрат, если обратится с просьбой доработать, откорректировать "под себя" типовой договор. И получается, что в итоге он платит больше. Нотариусу же за долю в квартире, которая продается, оценивающейся по инвентаризационной стоимости в 150 тыс. рублей, гражданин заплатил бы 1,5 тысячи и при этом имел возможность совершенно бесплатно обращаться к нему хоть 150 раз, дабы исправить какие-либо недочеты или получить копию.

Если не ошибаюсь, в 2003 году появилась первая версия Концепции развития гражданского законодательства, которая предполагала ввести нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью, где хотя бы одной из сторон является гражданин. И мы было порадовались такому предложению, поскольку оно касается в основном сделок с недвижимостью в сфере жилья, а значит, граждане будут под защитой. Однако некоторые прародители демократии тогда заявили, что это, дескать, не демократично. Гражданин, по их мнению, должен сам выбирать: идти ему к нотариусу или нет, и соответственно нести дополнительные финансовые затраты или нет. Сегодняшние же совершенно объективные и неоспоримые (основанные на конкретных цифрах и фактах) доказательства преимущества нотариальной формы подвигли государство вернуться к идее нотариального удостоверения сделок с недвижимостью.

- Какие еще сделки потребуют нотариального сопровождения?

- Было время, когда мы обязательно удостоверяли доверенность на пользование и распоряжение автотранспортными средствами. Не мне вам рассказывать, как сейчас обстоят дела в этой сфере. Сотрудники ГИБДД, подавляющее большинство которых юристами не являются, получая доверенности в простой письменной форме, с трудом в них ориентируются. Ведь там зачастую нет ни дат, ни полномочий, ни расшифровки ФИО. Давно нужно навести порядок в гражданском обороте автотранспорта в целях защиты в первую очередь имущественных интересов граждан, чтобы нотариус не только удостоверял доверенности, но и оформлял куплю-продажу машин. Хотя говорить о данном вопросе как о решенном пока рано: он еще до конца не согласован.

- Помимо сугубо нотариальных услуг обсуждается идея делегировать нотариусам и ряд государственных услуг. Что именно планируется переложить на плечи нотариата?

- Мы рассчитываем, что власти примут решение использовать нотариат для повышения достоверности сведений госреестров. Имеются в виду реестры регистрации прав на недвижимое имущество и реестры регистрации юридических лиц. И в этом отношении мы должны системно прописать участие нотариуса в сделках с недвижимым имуществом, причем не только с точки зрения их удостоверения. Если мы говорим о достоверности фактов, то под этим подразумевается, что нотариус должен сам проверить отчуждаемый объект, все правовые моменты, подтверждающие правомочия собственника, и иные аспекты готовящейся сделки. То есть в законе нужно предоставить нотариусу право получения сведений из единого госреестра прав в отношении самого объекта, собственника, который его отчуждает и т.д. Получив такие сведения и убедившись, что сделка проходит на законных основаниях, с учетом волеизъявления сторон, нотариус удостоверяет ее. Более того, он должен сам обеспечить регистрацию перехода права на нового собственника-покупателя и внесение данных на основании этой сделки в реестр, проследить за исполнением обязательств по договору между сторонами, получить свидетельство о госрегистрации и передать его сторонам сделки.

Тем самым мы замыкаем кольцо и не даем возможности недобросовестным лицам "проникнуть" в сделку. Только так можно говорить о повышении достоверности сведений госреестра.

- Мария Ивановна, нотариус, как Вы отметили, проследит и за исполнением обязательств по договору, например проверит передачу денег от покупателя к продавцу. Как эта проверка будет проходить?

- У каждого нотариуса может быть депозитный счет в банке, который не принадлежит ему, как и деньги, на этот счет поступающие. Указанный счет существовал издревле и только для исполнения обязательств должника перед кредитором. Почему бы не расширить функции этого счета? Не использовать его, скажем, для передачи наследственного имущества, денежных средств по договору купли-продажи? В таком случае нотариус будет являться свидетелем расчета и проверке исполнения обязательств сторон ничто не помешает.

- Получается, что вся цепочка действий замкнется на нотариусе, а нотариат превратится в достаточно мощную юридическую корпорацию, которая будет обязана оказывать комплексную юридическую помощь. Как на это отреагирует адвокатское сообщество и представители консалтингового бизнеса, риелторы? Это ведь их хлеб:

- У каждого должна быть своя ниша. Риелтор нашел продавцу покупателя или наоборот, и на этом его миссия закончена. Если у гражданина в процессе приобретения жилья или получения различного рода справок есть необходимость обратиться не к нотариусу, а к адвокату, то почему бы и нет. Допустим, у гражданина в преддверии сделки возникла проблема с какими-либо обременениями, о которых он не знал, и для ее разрешения нужно идти в суд с адвокатом. Это не наша сфера, и дорогу адвокатам мы не перебегаем. Повторюсь, у каждого своя ниша.

- Какую роль будет играть нотариат в снабжении достоверными сведениями госреестров в части регистрации юридических лиц?

- Институт нотариата, по сути, был исключен из корпоративных правоотношений и не принимал участия ни в создании юрлиц, ни в их деятельности, ни в распоряжении имуществом, долями - все это осуществлялось в простой письменной форме. Одним словом, нотариат когда-то был неоправданно выкинут из сферы корпоративных правоотношений. Что в итоге? Чуть ли не 90% юрлиц на сегодняшний день - сфальсифицированные. Что называется, приплыли.

Такие негативные моменты, как отмывание денег через созданные на неделю компании, через теневые структуры, по поддельным документам, недружественные захваты, - это результат того, что сфера формирования юрлиц в правовом отношении никак не регулируется.

А принцип заявительного порядка регистрации? На примере Санкт-Петербурга, где я работала, могу сказать следующее: до 45% документов юрлиц, поступающих на регистрацию, поддельные.

В этой связи государство в лице Минюста решило прописать обязательное участие нотариуса при создании юрлица. Если речь идет об ООО, то нотариус должен будет проверить документы участников создаваемой компании, понять, на каких условиях она создается, с каким уставным капиталом, долями, присутствовать на собрании и засвидетельствовать подлинность подписей учредителей на протоколе. Далее нотариус сам относит заявление о регистрации этого ООО в налоговые органы и таким образом подтверждает достоверность подаваемых им сведений.

Более того, нотариус участвует и в дальнейшей "жизни" общества: удостоверяет, например, сделку по продаже доли компании третьему лицу и также несет сведения о новом составе участников в налоговую, удостоверяет сделку по продаже обществом имущества и т.д. И только так можно навести порядок в сфере регистрации юрлиц.

Тут возникает вопрос: а кто бы еще мог сделать это вместо нотариуса? Адвокат? Нет, он, как правило, защищает одну сторону. Нотариус же беспристрастен, он устанавливает баланс обеих сторон. Получается, что заменить с этой точки зрения нотариуса никто не может.

При этом отмечу, что мы предполагаем сделать перечень нотариальных действий открытым, чтобы государство в любое время смогло передать в распоряжение нотариату ту или иную сферу.

- Уже полгода работают нормы об обязательном оформлении сделок с долями ООО через нотариуса. Как нотариусы справляются с новыми обязанностями? Некоторые эксперты критиковали вступившие в силу с 1 июля прошлого года поправки, говоря, что требования о нотариальном удостоверении сделок по долям ООО остановят оборот и увеличат издержки компаний и что, дескать, нотариусы и сами порой не знают, как эти сделки удостоверять и что, собственно, проверять:

- Мы сегодня можем говорить о том, что государство постепенно "прозревает" и теперь готово использовать потенциал нотариата, который по своему определению и предназначению должен работать "на передовой" и способен обеспечить защиту прав и законных интересов как граждан, так и юридических лиц. Переход к рыночным отношениям, конечно, показал, что без нотариуса не обойтись и в сфере корпоративных правоотношений. И это понимание проявилось уже в преддверии работы над нашим законом, в частности в виде введения норм об обязательном оформлении сделок с долями ООО через нотариуса.

Нам часто приходится слышать, что нотариусы, дескать, не сумеют, не справятся. Они умеют, просто отвыкли. Прошло полгода, как действуют поправки по поводу долей ООО, и вопросов, конечно, много. Например, приходит к нотариусу представитель ООО, единственный участник которого также юрлицо, состоящее из одного участника, что на сегодня запрещено законом. При этом общество внесено в госреестр, и получается, что его учреждение законно. Вопрос: существование такого общества, по сути ничтожного с момента своего образования, все-таки законно или нет? Как нотариусу себя вести, учитывая, что он ведь несет впоследствии имущественную ответственность за удостоверение сделки? Какую ответственность должен нести нотариус по сделкам, которые заключались в простой письменной форме, если они зарегистрированы, но правовая природа там нарушена?

И таких неурегулированных законодательством вопросов масса. Часть из них должно снять готовящееся к выходу информационное письмо Президиума ВАС РФ ("О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ". - Прим. ред.).

Нотариуса же сейчас обвиняют в незнании или бессилии, если он вынужден отказать в удостоверении сделки нечистоплотному обществу. Это не бессилие, а желание, чтобы сделка, которая ляжет в основу дальнейших правомерных действий юридического лица и приобретателя доли, была "чистой".

- Предлагается расширить перечень нотариально оформленных документов, имеющих силу исполнительных документов, и придать нотариальному акту доказательственную силу. Мария Ивановна, хотелось бы узнать об этих новациях поподробнее.

- Эти предложения ноу-хау не назовешь, ведь когда-то исполнительная надпись нотариуса имела силу исполнительного документа, но потом от этого отказались. Сейчас снова решено вернуться к этому и определить следующее. Если по нотариально удостоверенной сделке одна из сторон не хочет исполнять обязательства, то другая может пойти к нотариусу, который совершит исполнительную надпись на договоре. Тогда можно, минуя суд, обратиться к судебным приставам за понуждением к исполнению обязательств.

Во всем цивилизованном мире нотариально удостоверенные документы имеют особую доказательственную силу. И мы в законе записываем, что юридические факты, удостоверенные нотариально, освобождаются от дальнейшего доказывания в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде. Иными словами, повышается доказательственная сила нотариального документа. Он может быть оспорен только в судебном порядке.

- Конечно, до введения всех этих новелл еще далеко, тем не менее возникает вопрос по поводу кадров и профессионального уровня нотариусов. Справятся ли они с "новой ролью" и с амбициозным, как говорят в Минюсте, расширением полномочий?

- Государство может сделать нотариальный корпус таким, каким оно хочет его видеть. Для работы в новых условиях можно провести переэкзаменовку, переосвидетельствование нотариусов. Сейчас половина из них за десяток с лишним лет работы ни разу не прошли курсы повышения квалификации, а мы в законе запишем обязанность подтверждать нотариусами свой профессиональный уровень знаний каждые пять лет путем сдачи экзаменов и тестирования.

- Расширение полномочий нотариусов сопровождается усилением их ответственности? Как будущий закон защитит от ошибок нотариуса, к которому, судя по всему, придется обращаться чаще?

- У нотариального сообщества сейчас есть Профессиональный кодекс, которым регулируются вопросы ответственности нотариуса. Но суды указывают, что это не нормативный акт, и в результате наказание, которое выносит нотариальная палата, как правило, отменяется. Мы в законе прописываем, что Профессиональный кодекс является документом, который определяет формы и виды дисциплинарной ответственности нотариуса.

Сегодня, если нотариус провинился, даже государство не может ничего сделать, разве что потребовать от палаты лишить его лицензии путем обращения в суд. Само же государство в лице органов юстиции, наделяя нотариусов полномочиями, лишить их полномочий не может, как и приостановить его деятельность и даже обратиться с исковым заявлением о лишении права нотариальной деятельности в суд. Ему закон этого права не предоставляет.

Данные инструменты воздействия на нотариуса устанавливаются в разрабатываемом сейчас законе о нотариате для того, чтобы вопросы ответственности регулировались надлежащим образом. Ведь если расширяется круг полномочий нотариата, должна усиливаться и ответственность в тех случаях, когда нотариус надлежащим образом не выполняет свои обязанности.

- Каким образом планируется пересмотреть тарифы на нотариальные услуги и что понимается под "экономически обоснованными" тарифами, о которых говорится в концепции законопроекта?

- Вопрос тарифов на сегодняшний день весьма болезненный. Дело в том, что Налоговый кодекс РФ установил размеры госпошлины за само нотариальное действие, плату же за техническое обслуживание этого действия (техработы, составление проекта и т.п.) нотариус определяет самостоятельно, исходя из своих трудовых и временных затрат. При этом доказать, что он завысил себестоимость техработ или слишком много взял за подготовку проекта договора, сейчас нельзя. Можно только напомнить такому нотариусу про совесть. Необходимо же установить такую планку нотариальных тарифов, которая была бы по силам гражданину, интересна государству, поскольку нотариус как налогоплательщик принесет казне налоги, и еще осталось бы самому нотариусу на содержание аппарата, развитие и, конечно, зарплату. Попасть в такую золотую середину - задача не из легких.

Существует три варианта, над которыми мы думаем.

Первый - когда государство устанавливает максимальные размеры тарифов, а органы власти на местах определяют конкретные цены на нотариальные услуги, исходя из прожиточного минимума по региону, покупательной способности населения и т.д. Здесь, правда, нужно подумать по поводу индексации тарифов с учетом инфляции.

Следующий обсуждаемый вариант - со всех нотариальных действий, которые можно оценить (например, стоимость отчуждаемого объекта, залогового имущества), взимать определенный процент. Этот процент государство может устанавливать дифференцированно в зависимости от категории сделки, категории плательщика. Но возникает вопрос: как при этом оценивать нотариальные действия по сделкам неимущественного характера, которые невозможно оценить?

Наконец, третий вариант - предоставить Минюсту как уполномоченному органу право устанавливать тарифы с учетом предложений Федеральной нотариальной палаты и по согласованию с Минфином.

Так что вопрос тарифов пока еще открыт, и его обсуждение в самом разгаре.

- Какого варианта придерживаетесь Вы?

- Я считаю, что следует уйти от понятия "техработа" и сделать единую ставку тарифа за нотариальное действие в целом, поскольку зачастую бывает трудно провести границу между сугубо нотариальным действием и техработой.

- Тогда получится, что у гражданина не останется выбора, о котором так ратуют демократично настроенные оппоненты. Ему придется платить за нотариальную услугу от "а" до "я", даже если гражданин имеет возможность и желание взять на себя часть техработ, например самостоятельно подготовить проект договора, собрать документы.

- Практика показывает, что если гражданин и принес свой проект, то последний, как правило, далек от совершенства, и нотариусу все равно приходится работать над ним, "доводить до ума". Теперь в отношении документов, которые гражданин самостоятельно собрал и принес. Нотариус должен их проверить, удостовериться на предмет подлинности, а это тоже работа. Думаю, если мы уйдем от понятия "техработа", то гражданину в итоге это обойдется дешевле, нежели сейчас, когда нотариусы берут деньги за каждый вид работы.

Можно, правда, попытаться выделить в комплексе технического сопровождения нотариальных действий конкретные работы (а при многообразии и многовариантности шагов и действий нотариуса сделать это практически невозможно) и оценить их. Однако нормативов для таких расчетов пока нет.

Повторюсь, важно попасть в золотую середину, чтобы не вызывать "изжогу" у населения и сохранить экономическую независимость нотариусов. И чтобы государство понимало: нотариусы не только защищают граждан от всевозможных происков мошенников, работа нотариата еще и экономически выгодна.

- Согласуется ли концепция разрабатываемого законопроекта о нотариате с нынешней версией готовящихся изменений в гражданское законодательство?

- Это весьма важный момент. Мы работаем над своим законопроектом о нотариате, и параллельно идет работа над Концепцией развития гражданского законодательства. При этом важно, чтобы роль и значимость нотариата были синхронно отражены в Гражданском кодексе и более детально прописаны в новом законе о нотариате и нотариальной деятельности.

- В связи с этим хотелось бы спросить, будущий закон о нотариате - это рамочный закон или скорее закон-инструкция, где будут определены конкретные нотариальные действия и процедура их выполнения?

- Мы впервые делаем закон из двух частей - общей, где будут определены общие концептуальные вопросы, и специальной, содержащей конкретный, детальный порядок совершения нотариальных действий. Это будет, что называется, процессуальный кодекс для нотариуса.

- Вы принимаете непосредственное участие в работе над законом, по которому будет жить нотариат. Есть ли идеи, которые предлагаются Вами, но пока не находят поддержки наверху, в Минюсте?

- Случается, что обсуждения той или иной нормы бывают довольно бурными: многочасовые заседания рабочей группы по подготовке законопроекта проходят в жарких спорах. Но в итоге, что отрадно, нам удается найти консенсус и сформулировать норму будущего закона таким образом, чтобы она устраивала рабочую группу, куда входят представители и Минюста, и нотариального сообщества, а также юридической науки.

- Когда можно ожидать принятия нового закона о нотариате?

- На сегодняшний день на уровне рабочей группы мы "перевалили" за половину первой общей части законопроекта. Конечно, мы понимаем, что впереди самый, пожалуй, сложный этап - согласование проекта уже на уровне правительства (именно оно будет в итоге вносить проект в Госдуму) со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами. И не факт, что они дадут на наш проект положительные заключения. Перед этим, ориентировочно в III квартале, намечается обсуждение законопроекта с Ассоциацией юристов России, чтобы получить предварительные мнения и отзывы, а также адаптировать восприятие законопроекта теми министерствами, которые представлены в Ассоциации.

Тем не менее было бы желательно принять закон до конца текущего года, поскольку следующий в Госдуме - предвыборный...

Интервью провела Оксана Бодрягина,
эж-ЮРИСТ


 
Полезное
 Наследственное право в РФ регулируется частью 3 Гражданского кодекса РФ, главы 61-65
Мы рекомендуем
 Произвесту оценку акций для наследования в оценочной компании Аплайн Быстро и качественно! Большой опыт работы с нотариусами. Тел. (495) 724-75-82
Вопрос-ответ
 Вы спрашиваете, специалисты отвечают
Поиск по сайту
 

  • Какие документы требуются для оформления наследства на автомобиль?
  • Оценка автомобиля для вступления в наследство
  • Как ознакомиться с завещанием?
  • Как передать квартиру в наследство
  • Главная | Законодательство | Порядок вступления в наследство | Наследование | Справка
    Образцы документов